О куклах


Часто меня спрашивают - какая кукла подойдет ребенку 1 (2,3,5) лет?
Исходя из своего родительского опыта, наблюдений за другими детьми и наблюдений, сделанных в вальдорфском детском саду, поделюсь своими рекомендациями по этому поводу.
Сразу скажу - вальдорфским педагогом я не являюсь, но изучением педагогики, не только вальдорфской занимаюсь уже давно.
Итак, малыши от рождения до 1,5 лет:
Мир для новорожденного хаотичен и непонятен - основная задача его приспособиться к жизни вне материнской утробы, понять, что этот мир доброжелателен. Хорошей игрушкой на этом этапе может быть кукла - уголок, лежащая в кроватке - не раздражающие пастельные тона, натуральные материалы, мягкое незаполненное тело, поможет малышу с интересом познавать мир. И если мама поносит куколку с собой перед тем, как дать ее малышу, она впитает ее запах, что подарит ребенку ощущение спокойствия и безопасности. Интересно малышу будет и если мама оденет куколку на руку и поговорит от ее имени - так ребенок будет учиться следить за предметами, концентрировать свое внимание.
Интересны будут малышу и игрушки, подвешиваемые над кроваткой\коляской\авто креслом.

После 6-7 месяцев, когда малыш начинает лепетать, не просто повторяя за взрослыми слова, но четко выражая свои желания и эмоции, он начинает повторять все, что делает мама. Мама играет с ним, кормит, убаюкивает - все то же самое грудничок будет пытаться проделывать со своими игрушками. В это время в руках у малыша должна появиться его первая кукла. Причем не только у девочек, но и у мальчиков тоже: каждый ребенок, независимо от пола, проживает в этом возрасте образ человека. Пусть первая куколка лишь отдаленно напоминает человека, но зато она имеет много "элементов" для игры.

Лицо может быть только обозначено - лишние детали в этом возрасте не нужны, а вот их отсутствие как раз стимулирует развитие воображения ребенка.
В кроватке может поселиться кукла - грелка, помимо функций грелки ее можно сделать одним из элементов ежедневного ритуала укладывания спать.
После 1,5 лет у ребенка настает новый период - от исследовательской деятельности он переходит к экспериментам. Основной вид деятельности детей этого возраста – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы по-своему. Поэтому, чтобы дать возможность эти самые предметы хорошо изучить их должно быть не слишком много, иными словами, не предлагайте ребенку 1,5 лет много игрушек.
В этом возрасте хорошим партнером для игр будет, так называемая, кукла в пришивном комбинезончике. Пока малыш сам одевается с трудом, любую кукольную одежду он может только снять, вот тут-то подойдет пришитый комбинезон.
А так как навыки одевания все же надо развивать некоторые элементы могут быть съемными - шапочка, пинетки.

Малыш видит в кукле самого себя, поэтому желательно подбирать ее с похожими чертами (цвет глаз/волос, пол). Интересно, что чем более подробно ребенок ощущает себя самого, тем больше деталей проявляется и в игре с куклой. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима, не меньше, чем для девочек кукла-девочка.

Около 3 лет появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между маленькими куколками - ребенок сам создает свой мир и события в нем происходящие. Теперь он может придумывать различные сюжеты, разыгрывать их и останавливать - все по его правилам. Лучше всего такая игра происходит с маленькими куклами, которых удобно держать одной рукой - от 5 до 18-20см. И конечно, кукол должно быть несколько - тут и мама, и папа, и девочки и мальчики, вообщем все актеры для режиссерской игры крохи.


Нужны и небольшие куклы - малыши, играя с которыми ребенок чувствует свою «взрослость» теперь он сам качает, пеленает и укладывает спать малыша, так же как мама.

К 4,5-5 годам игра выходит на новый уровень. Теперь это уже не только семейно-бытовые сюжеты. Дети играют в больницу, магазин, театр, садик, вообщем в то, с чем встречаются в своей жизни. Они точно воспроизводят манеры окружающих людей, их стиль общения и поведения в целом. В таких играх участвуют не только сверстники-партнеры, но и куклы. Куклы должны быть большие, от 25 до 40см, по внешнему виду близкие к ребенку по возрасту. Важным становятся заплетаемые волосы и возможность легко переодеть куклу. У кукол должен быть достаточный гардероб одежды и всевозможные аксессуары: расчески и резиночки для длинных волос, сумки и рюкзачки. Нужно обратить внимание на наличие у кукол обуви.



Около 6-7 лет девочки ощущают растущую потребность заботиться о младенце. Уместным будет появление большой куклы-младенца, ростом 40-50 см, но без технических излишеств. Это сохранит простор для развития воображения.

Нужна большая кукла - младенец и детям, которым вскоре предстоит стать старшими. Старший ребенок ухаживая  этой куклой поможет разделить мамины хлопоты с новорожденным.

--------------
Еще хотела бы сказать несколько слов о  воздействии образа куклы на личность ребенка.
Давно замечено, что дети, играя с куклой, подсознательно принимают на себя ее образ и уподобляются ему. Это явление в науке изучено недостаточно, но отдельные наблюдения очень красноречивы. Через игру с куклой формируется манера двигаться и модель поведения ребенка в обыденной жизни. Куклы воздействуют на маленького ребенка очень глубоко, даже на уровне телесности. Такое проецирование и телесное подражание объясняется тем, что ребенок именно в первые семь лет жизни отличается необыкновенной пластичностью. Дети, как губка, впитывают все что видят и с чем тесно общаются  - это буквально строит его облик и душу. Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне. И можно сказать совершенно определенно, что родительский подход к выбору куклы определяет не только внешний облик, но и душевное здоровье детей.

2 комментария:

  1. очень познавательно, спасибо!

    я тоже думаю, что на определенном этапе, кукла необходима и мальчикам и девочкам.

    ОтветитьУдалить
  2. А представляете если мальчик в детстве играл ТОЛЬКО с машинками и пистолетами, родители внушали ему что куклы это не для мальчиков, то, когда он вырастет, как будет относиться к роли мужчины в воспитании? ;)

    ОтветитьУдалить